Окраска драгоценных камней – это их визитная карточка. Все поймут, что если камень ярко зелёный и красиво переливается, то это изумруд, а если он прозрачный – значит это бриллиант. Природная окраска может быть изменена, это было доказано рядом исследователей в данной области.

Зачастую природная окраска драгоценных камней меняется после обжига или постепенного нагревания.

Лейб-медик герцога Орлеанского Геттар в 1751 году впервые изменил окраску топаза. Бразильские топазы теряют свой жёлтый цвет во время нагревания, они становятся или более светлыми, или более тёмными, с ярко выраженным розовым оттенком.

Они могут стать похожими на немного блеклые рубины, но и их можно отлично продать за высокую цену рубина. Таким промыслом нередко занимались мошенники того времени. Чем темнее получался топаз, тем больше он походил на рубин. Люди верили в то, что это рубины, пока не начали серьёзно подходить к проверке натуральности драгоценного камня.

Впервые такое открытие было сделано совершенно случайно одним камнерезом из Лиссабона. Он нечаянно уронил топаз в раскалённую золу, а достал оттуда уже рубин.

С развитием подобных технологий в восемнадцатом столетии обжигом обесцвечивали дымчатые и бурые кварцы, а немного позже эти же камни стали превращать в лимонные цитрины.

Если заглянуть глубже в историю, то ещё в IХ веке подобные процессы проводились в Индии. Позже, в семнадцатом столетии, в Германии, открыли подобный образ обработки агатов красного цвета. Там было замечено, что серые и жёлтые агаты, долго пролежавшие на солнце, становятся красными. Обычно у агатов такого ярко-красного отлива нет. После такого открытия агаты всегда выкладывали на солнце, чтобы они приобрели такой шикарный отлив. После же их стали просто обжигать. Процесс занимал меньше времени и был даже более результативным.

Сначала опыты были провальными, потому что камни трескались от слишком высокой температуры, но когда люди приловчились и уменьшили температуру, опыты стали проходить намного более успешно.

Таким же образом позже стали изменять окрас аметиста. Говорилось, что после ночи на раскалённой золе, на утро пастухи находили камни жёлтого солнечного цвета. Более того, позже было также открыто, что аметисты могут становиться не только жёлтыми, но и обесцвечиваться, и становиться ярко-зелёными. Финальный цвет зависит от температуры, истории камня и особенностей его кристаллической структуры.